Пригласить на участие в
государственном аукционе или
котировочной заявке

Новости

IP-телефония: продвижение в некоммерческом секторе

15 ноября 2009 г. в 23:18

Патрик Маклафлин

Судя практически по всем оценкам, внедрение IP-телефонии идет полным ходом, особенно среди бытовых пользователей и на коммерческих предприятиях. Согласно недавнему отчету исследовательской компании In-Stat (www.instat.com), в настоящее время IP-телефонию использует каждое пятое предприятие США и к 2011 г. пользовательская база IP-телефонии вырастет до 2/3 всех предприятий США. Особенно привлекательна IP-телефония для предприятий с рассредоточенной рабочей силой, которые могут легко достигнуть долгосрочной экономии.

В отчете In-Stat, в частности, говорится о том, что IP-телефония оказалась ключевым рыночным фактором, способствующим росту числа сервисов и абонентов в сетях кабельного телевидения. Все большая доступность сервисов IP-телефонии в Северной Америке и обычно более низкая стоимость их предоставления в сравнении с сервисами традиционной телефонии с коммутацией каналов стали основной причиной того, что число абонентов IP-телефонии здесь с 2006 г. возросло почти вдвое.

Учитывая рост числа конкурентных сетевых сред, где IP-телефония сегодня распространяется, операторы кабельного ТВ рассматривают телефонный сервис как неотъемлемую часть их пакета телекоммуникационных услуг. Это привело к еще большей доступности телефонного сервиса во всем мире.

Так, общее число абонентов телефонии в кабельных сетях во всем мире превысило в 2006 г. 22 млн человек (по сравнению с 15,8 млн человек в 2005 г.). В некоторых странах абонентов IP-телефонии, использующих сеть кабельного ТВ, стало уже больше, чем абонентов традиционной телефонии. Так, в США на 2,8 млн абонентов традиционной телефонии приходится 6,6 млн абонентов кабельной IP-телефонии.

Рекомендуемый нами подход

Что касается коммерческих предприятий, то среди североамериканских операторов кабельных сетей имеется по крайней мере один, способный предоставлять полный перечень корпоративных услуг по развертыванию и использованию IP-телефонии. Компания CXTec (www.cxtec.com) предоставляет своим клиентам не только продукты и услуги IP-телефонии, но и другие сервисы. Не так давно она и в своем собственном call-центре внедрила технологию IP-телефонии.

Раньше они использовали традиционную УАТС компании Nortel, однако, когда срок полезной эксплуатации этой УАТС уже подходил к концу, ее обновление потребовало значительных инвестиций, что заставило руководство тщательно проанализировать сложившуюся с телефонией ситуацию.

Решающим же фактором внедрения технологии IP-телефонии в CXTec стала всё возрастающая географическая рассредоточенность ее сотрудников. Помимо своего центрального офиса в г. Сиракузы (шт. Нью-Йорк), она имеет множество филиалов в других городах США. А поскольку бизнес компании полностью зависит от интенсивного использования телефонии, решение TDM не позволяло удовлетворить все ее потребности в телефонных сервисах.

Выбранная компанией CXTec телефонная система на базе IP включает в себя инструментальные видеосредства, которые соответствуют требованиям этой развивающейся организации. Видео позволило CXTec, например, установить более тесное взаимодействие между сотрудниками главного офиса и филиалов. Возможно, наиболее важным моментом здесь является то, что с системой IP-телефонии компания добилась более высокой производительности труда своих служащих. Еще одним существенным фактором, способствующим увеличению продуктивности их работы, является мобильность, обеспечиваемая IP-телефонией. Например, где бы в данный момент ни находился конкретный работник компании, с ним почти всегда можно связаться по его персональному телефонному номеру.

Достижение баланса

IP-технология дает возможность достигнуть оптимального баланса между капитальными вложениями в телефонию и увеличением производительности труда служащих. Однако для ее внедрения вы должны знать, насколько надежной является ваша инфраструктура, поверх которой будет работать IP-телефония. Способна ли она поддерживать технологию 10/100-Ethernet с потенциальной возможностью реализации механизмов гарантированного качества обслуживания (Quality of Service) и внедрения технологии PoE (Power over Ethernet)? Если ваша кабельная система сможет поддерживать эти технологии и механизмы, у вас имеется все, что нужно для внедрения IP-технологии. Что касается рассмотренной выше компании CXTec, то никакой необходимости инвестировать средства в физический уровень в целях поддержки приложения IP-телефонии у нее не было.

Хотя многие домашние и корпоративные пользователи уже используют IP-телефонию, значительная доля их продолжает в коммерческих интересах использовать и телефонию TDM. В ходе проведенного компанией In-Stat исследования скорости внедрения IP-телефонии предприятиями США тоже была обнаружена эта тенденция. Так, в настоящее время IP-телефония используется 20% предприятий США, телефонные линии 44% из них остаются каналами TDM.

Как правило, для подавляющего числа предприятий, внедривших в настоящее время IP-телефонию, она не является единственным средством голосовых коммуникаций. Акцентируя на этом внимание, аналитическая фирма In-Stat специально так озаглавила упомянутый выше отчет: «Корпоративная IP-телефония: наличие альтернативных средств голосовой связи стимулирует рост».

IP-телефония и образовательные учреждения

Если брать некоммерческие организации, то в отличие от коммерческих обеспечиваемое IP-телефонией некоторое увеличение производительности труда служащих не является для них таким уж серьезным основанием для перехода на эту технологию. Например, американская Ассоциация руководителей телекоммуникационных отделов колледжей и университетов (Association of College and University Telecommunications Administrators — ACUTA) недавно выпустила отчет о результатах исследования, проведенного среди ее членов (около 770 вузов).

В ходе проведенного среди более чем одной трети членов ACUTA исследования были получены как хорошие, так и плохие новости для сторонников внедрения IP-телефонии в университетских комплексах. По мнению более чем 90% специалистов по коммуникационным технологиям, работающих в системе высшего образования, производители оборудования IP-телефонии чрезмерно ее рекламируют.

Кроме того, около 80% респондентов исследования полагают, что выгоды IP-телефонии являются не столь неотразимыми, как уверяют производители, и что нет никакого резона тратить деньги на замену все еще хорошо работающего оборудования. Примерно такая же доля опрошенных членов ACUTA обеспокоены проблемами, связанными с безопасностью IP-телефонии, ожидая, что IP-УАТС может стать объектом хакерских атак или мишенью для распределенных атак типа «отказ в обслуживании».

Вместе с тем это же исследование показывает, что 60% респондентов понимают, что рано или поздно им придется переходить на IP-телефонию, поскольку срок полезного использования их традиционного телефонного оборудования подходит к концу. Почему? Да потому что производители УАТС либо сворачивают производство, либо уже сняли с производства системы TDM, по существу вынуждая свою клиентскую базу внедрять IP-телефонию.

Показательным примером начала перемен в этой области может послужить пилотный проект внедрения IP-телефонии у одного из довольно консервативных заказчиков — Провиденсского колледжа (шт. Род-Айленд, США). Уже на этапе подготовки к этой пробной инсталляции пришлось обеспечить не только соответствующие характеристики кабельной системы, но и много другое. В охватывающем около 45 зданий учебного городка колледже имеется порядка 85 телекоммуникационных комнат, многие из которых ждут крупные изменения.

Прежде чем развертывать широкомасштабную систему IP-телефонии, в кампусе пришлось организовать аварийную электросеть и подключить к ней все телекоммуникационные комнаты. Также нужно было проанализировать требования к системе вентиляции и кондиционирования в каждом из этих помещений. Инфраструктуре IP-телефонии свойственно повышенное тепловыделение, и в телекоммуникационных комнатах, в которых размещаются коммутаторы, очевидно, потребуется дополнительная вентиляция.

По меньшей мере одним из предполагаемых источников этого тепла является оборудование PoE, которое обеспечивает электропитанием IP-телефоны. Технология PoE была изначально разработана специально для оборудования IP-телефонии, а сегодня используется и для других IP-устройств.

Не так давно аналитическая фирма Information Resources (www.informationres.com) провела опрос ИТ-организаций и установила, что 58% из них планируют использовать оборудование PoE по меньшей мере для IP-телефонов. Такой же процент ИТ-организаций планирует использовать оборудование PoE для беспроводных точек доступа, и 27% — для подачи электропитания на видеокамеры наблюдения IP. Таким образом, если, как предполагают многие специалисты, для оборудования PoE характерно повышенное тепловыделение, то тем, кто использует его для подачи электропитания на телефоны IP, беспроводные точки доступа или любые другие приложения, следует принять это во внимание.

Проблемы и выгоды

Кроме того, коммутаторы IP-телефонии, которые планируется внедрить в колледже, могут выступать из задней стенки 19-дюймовой стойки на целых 60 см, иной раз не оставляя между оборудованием и стеной телекоммуникационной комнаты положенных 90 см. Как отмечает ответственный за этот проект менеджер, это расстояние определяется рекомендациями по проектированию телекоммуникационных комнат BICSI. В то же время колледж не может позволить себе увеличить пространство всех 85 телекоммуникационных комнат, поскольку они представляют собой небольшие кирпичные здания в учебном городке, увеличение площади которых не представляется возможным.

Еще одним фактором, потенциально осложняющим ситуацию с развертыванием IP-телефонии в подобных учебных заведениях, является их организационная структура. В некоторых университетских городках ответственные за голосовые коммуникации лица подчиняются отделу по эксплуатации зданий, тогда как ответственные за передачу данных подотчетны отделу ИТ. Так как голосовая информация IP передается по инфраструктуре данных, то хорошо это или плохо, но данный факт заставляет реорганизовывать технические подразделения.

Как показывает опыт специалистов, внедрявших IP-телефонию в учебных городках (и это согласуется с данными ассоциации ACUTA), твердые сторонники этой технологии здесь встречаются нечасто. Беда в том, что в приложении к таким организациям у IP-телефонии нет специфичных «убойных» приложений (killer applications), которые делают ее столь популярной в других местах.

Таким образом, те специалисты, которые добиваются развертывания пилотных проектов IP-телефонии, становятся жертвой своего собственного успеха. Учитывая высокую надежность уже имеющейся телефонной системы TDM, пользователи будут по меньшей мере колебаться (если не сопротивляться) необходимости ее замены на систему IP. В кратких выводах ассоциация ACUTA к своему отчету о проведенном исследовании говорится: «Наиболее стойкими сторонниками внедрения IP-телефонии в кампусах являются их старшие руководители. Ни студенты, ни факультеты не являются приверженцами перемен».

Опыт рассмотренного колледжа позволяет сделать вывод о том, что исходная пробная инсталляция системы IP-телефонии будет развернута лишь в помещении, где располагается ее главный энтузиаст. Члены ассоциации ACUTA едины во мнении, что пробная инсталляция системы IP-телефонии чаще всего выполняется в офисах, где размещаются подразделения ИТ, и, в рамках пилотных проектов, в удаленных филиалах кампусов. И если университетский комплекс размещается в одном месте, преимущества IP-телефонии не являются столь очевидными. Однако в случае с многофилиальными учебными городками, когда приходится передавать данные между многими филиалами, внедрение IP-телефонии сразу становится выгодным.

Как нам рассказал руководитель одного из подразделений компании CXTec, у него был разговор с техническим менеджером очень крупного университета. Они обсудили магистральную инфраструктуру вуза, после чего задались вопросом, что лежит в основе решений, принимаемых в университете? Как оказалось, на решение о выборе новой технологии вопросы приема в университет новых студентов влияют ничуть не меньше, чем сами технологические преимущества. Другими словами, если учитывать физическое размещение их университетского городка, IP-телефония является для них конкурентным преимуществом, позволяющим привлекать наиболее перспективных абитуриентов.

Вообще говоря, непосредственное соединение территориально рассредоточенных филиалов дает возможность многим организациям обойтись без услуг операторов телефонной связи. Поэтому независимо от типа вашей организации (если она относится к разряду географически распределенных) IP-телефония — это то, что вам нужно.

IP-телефония является одной из нескольких IP-технологий, которая неизбежно займет в будущей жизни учебных заведений прочное место. В качестве наиболее полезных приложений, которые могут появиться в результате эволюции коммуникационных инсталляций IP, респонден-ты проведенного ассоциацией ACUTA опроса указали на средства мгновенного обмена сообщениями и систему уведомления об аварийных ситуациях.

Специалист по слаботочным кабельным системам в рассматриваемом колледже, в сферу ответственности которого входят системы видеонаблюдения и пожарной сигнализации, отмечает, что хотя в настоящее время все они и являются аналоговыми, но пройдет не так много времени, как их переведут на протокол IP. Пять лет назад в колледже было около 10 камер видеонаблюдения. Сейчас их число возросло до 50–60 и будет продолжать расти. И теперь уже нет сомнения в том, что сеть камер видеонаблюдения будет работать по протоколу IP.

В настоящее время систему IP-телефонии чаще всего инсталлируют коммерческие предприятия, за которыми следуют высшие учебные заведения. Если на предприятиях обычно признают, что IP-телефония способствует повышению производительности труда их служащих, то многие вузы внедряют ее исключительно из соображений конкурентоспособности.

Но, несмотря на очевидное отсутствие во многих колледжах и университетах «убойных» приложений IP-телефонии, члены ACUTA уверены, что большинству из них все же предстоит внедрение этой технологии. Если одни из них, возможно, будут не в силах устоять перед ее широко разрекламированными возможностями, то другие будут предвкушать выгоды, которые она сулит им. Три четверти опрошенных респондентов сказали, что сегодня они смотрят на перспективы IP-телефонии куда более оптимистично, чем три года назад.

К списку записей

  (812) 339-01-10     wisol_office     Наш офис